Обида.
“Если с Тихоном что-то случится, я тебе этого никогда не прощу!” Они крепко поругались. Муж припомнил ей все старые обиды и грехи. А кот прятался с котятами, слушая, как урчит в тощих, давно пустых животиках сироток...
Александр Павлович и Надежда Петровна, обычные городские пенсионеры, собирались на прогулку. В последнее время она заключалась в том, чтобы обойти большой зелёный двор и отдыхать на скамейке возле подъезда.
Если самочувствие и погода были хорошими, что для пожилых людей всегда взаимосвязано, то добирались до соседнего парка и подолгу любовались его растительностью, кормили булкой уток в пруду.
Вместе с семейной парой обычно гулял их питомец. Нет, это была не собака, как повсеместно принято, а большой полосатый, добрый кот по имени Тихон.
Кот важно вышагивал на поводке рядом с хозяевами. Был он не молод, как и его владельцы, и никогда не спешил, подстраиваясь под их неторопливый шаг.
На вид старый Тихон самый обычный кот, но это было не совсем так.
Когда паре требовался отдых, они присаживались на скамью. Тихон привычно запрыгивал деду на колени, ложился и замирал. Мудрый кот, проживший с хозяевами почти пятнадцать лет, понимал, что у деда опять заныли больные колени, и надо их согреть, чтобы идти дальше.
Никакие лекарства и процедуры физиотерапии не помогали больным ногам Александра Павловича так, как глубоко проникающее тепло и биотоки Тихона.
Пушистый доктор всегда точно знал, в какой момент требуется его помощь.
- Если бы не мой кот Тихон, то я бы уже лет пять как ходить перестал! - заверял докторов мужчина, расхваливая своего кота.
Те, улыбаясь, согласно кивали, про себя считая это утверждение старческой причудой больного...
Жили тихо и дружно, не считая маленьких разногласий, которые иногда возникают в любой семье. Таких ничтожных, что и упоминать-то о них не стоит.
Каждое утро начиналось с “медосмотра”. Кот, как строгий доктор, внимательно осматривал своих хозяев и только потом шёл завтракать. Вечером, перед сном, процедура повторялась.
Жизнь супругов и кота протекала, как тихая река - гладко, без шторма и бурь. Казалось, что этому не будет конца и края. Во всяком случае, об этом никто не думал...
Прошла очередная зима, попугав напоследок лёгкими морозцами и метелями грядущую весну. В апреле на чистом лазурно-голубом небе ярко светило солнце, торопя всё живое окончательно скинуть с себя зимнюю дрёму и радоваться приближающемуся долгожданному лету. Распустилась первая зелень.
Тихон, оживляющийся обычно в эту пору, теперь был не очень энергичен и весел. Годы брали своё и у кота. Он не оставил своих обязанностей, но был непривычно вялым и апатичным.
- Саша, что-то Тихон наш совсем приуныл. Боюсь я за него, - сокрушалась хозяйка, глядя на любимца.
- Ну так он уже немолод, его можно понять, особенно нам. Может быть у него просто хандра. Правда, Тиша?
Через несколько дней Надежда Петровна вернулась из булочной не одна. Не посоветовавшись с мужем, она принесла домой рыжего котёнка-подростка.
- Саша, тут такое дело. Ты же знаешь, что Полина из соседнего дома лежала в больнице? Так вот, теперь дочь с зятем забирают её к себе. У них в квартире злая собака. Барсика они взять не могут. Ну куда ему деваться? Я не могла отказать Поле, понимаешь?
- Да я-то тебя понимаю. А вот поймёт ли Тихон? Подумает, что ему уже замену нашли, будет ревновать. Драться будут. Нет, Надя, не нравится мне твоя затея. Я против.
- Да что ты, Саша, ведь Тише только лучше будет. Глядишь, приободрится, повеселеет наш старичок, а то в последнее время совсем раскис. Александру Павловичу, конечно, тоже было жаль Барсика:
- Ладно, поживём увидим...
Молоденький котик в это время обследовал новое жилище. Первым делом он подошёл к старому коту. Тихон поднялся с дивана и изучающе разглядывал рыжего пришельца.
Полосатый, умудрённый жизнью добряк никогда не задирался и решал все вопросы миром. Вот и на этот раз он потянулся к Барсику из любопытства, но тот посчитал это за приглашение к игре и начал дурашливо скакать вокруг него, толкаясь и размахивая лапами.
Тихон, глядя на эти выкрутасы, сделал своё умозаключение - молодой дурачок, и сразу потерял к нему интерес. Укоризненно посмотрев на хозяев, он с достоинством удалился в другую комнату.
Барсик, энергия которого била ключом через край, последовал за ним, но мудрый степенный кот занял наблюдательную позицию. Отворачиваясь, он ясно дал понять этому мелкому недотёпе, что ему некогда заниматься всякими глупостями, а есть и другие дела, поважнее. Например, мечтать, сидя на подоконнике или дремать на хозяйских книгах.
Знакомство, по мнению хозяев, прошло удачно. Они вздохнули с облегчением - со временем подружатся.
Тихон, вопреки ожиданиям хозяйки, веселее не стал. Старый кот вовсе не был в восторге от нового беспокойного собрата, который постоянно норовил лезть “поперёд батьки в пекло”.
Как только он ложился на колени к деду, тут же подскакивал Барсик и начинал оттеснять старшего товарища, метя на его место. Что самое странное, его не останавливали, а смеялись, и это больно задевало самолюбие Тихона.
Малой бесцеремонно лез в его миску, норовя слопать самые вкусные кусочки, пачкал на прогулках его шерсть своими грязными лапами, нахально занимал его законное место на диване...
Тихон вдруг почувствовал себя в этом доме совсем ненужным. В добром сердце старого кота поселилась обида, которая росла с каждым днём, грозя разорвать его в клочья.
Когда к хозяевам привозили на выходные внуков, что изредка случалось, то на него теперь уже почти не обращали внимания. Дети весело играли с Барсиком.
- А что же вы с Тихоном не поиграете? Он, наверное, тоже хочет, - спросил дед Саша, ремонтируя колёса у игрушечной машины.
- А, он уже старый. С ним неинтересно! - отмахнулись сорванцы.
Вот этого кошачий ветеран уже стерпеть не мог. Обида выросла до громадных размеров и вырвалась наружу. Забившись под кровать в дальней комнате, Тихон плакал.
Я им больше не нужен, они уже нашли мне замену и счастливы, а раз так, то я уйду отсюда, чтобы им не мешать, думал обиженный кот. Никто и не заметил его отсутствия, даже обедать не позвали. Этого старый кот уже выдержать не мог. Пусть живут без меня со своим Барсиком!
Ближе к вечеру он выскользнул за дверь, приоткрытую внуками, и был таков.
- А где же Тихон? Или “медосмотра” сегодня не будет? - засмеялся дед.
- Ой, а он и не обедал сегодня, - вспомнила хозяйка, занятая целый день домашними хлопотами и внуками.
Вскоре всем стало не до смеха. Кот пропал. Надежда Петровна плакала:
- Ушёл. Ушёл от нас Тишенька.
Глядя на неё, расплакались оба внука.
- Перестань, и без того тошно. Ведь никогда не убегал. Пойду, поищу, вдруг откликнется, - сказал дед и пошел на улицу.
Он вернулся ближе к полуночи мрачнее тучи. Жена заметила, что глаза у него заплаканы.
- Ведь говорил я тебе, предупреждал. Эх, да что теперь говорить. Надо искать. Если с ним что-то случится, я тебе этого никогда не прощу.
Они крепко поругались. Муж в сердцах припомнил ей все старые обиды и грехи.
Всю ночь супруги почти не спали, прислушивались, вдруг кот придёт, будет проситься домой, а они не услышат. Только ждали они напрасно. Беглец не пришёл...
Тихон забрёл на задворки какого-то магазина и уснул, приспособившись кое-как в деревянном ящике. Под утро его вспугнул сторож, вышедший из помещения. Испугавшись, кот убежал.
Куда идти, он не знал. Шёл, пока не забрёл в один из дворов. Там увидел двух рыскающих псов, бегущих прямо на него, и, успев юркнуть в подвальное оконце, затаился...
Приехавшие за детьми сын с женой, узнав о происшествии, решили помочь совсем упавшим духом родителям. Они искали Тихона до вечера и уехали расстроенные вместе с уснувшими детьми, пообещав приехать на следующие выходные.
А кот в это время сидел в мрачном сыром подвале с его маленькими обитателями. Два грязных, голодных, тощих котёнка жили тут, оставленные матерью, ушедшей несколько дней назад в поисках еды.
Кошка попала в беду и не вернулась. Переборов страх, малыши, плача, прильнули к коту, как к родному и, вздрагивая, уснули. Тихон сидел и боялся пошевелиться, чтобы не разбудить сироток. Ему было слышно урчание в их тощих, давно пустых животиках.
Он и сам хотел есть и пить, но старался отгонять от себя мысли о еде. Вот, если бы только накормить этих пропадающих малышей. Но и эти мысли старый кот гнал подальше, ведь для этого надо просить еду у хозяев. Пусть он умрёт бездомным, но ни за что не вернётся в дом, где его предали!
Тихон потерял счёт времени. Вокруг была только темнота и уже еле слышный писк вконец ослабших котят. Вдруг ему послышалось, что кто-то кричит его имя. Старый кот высунулся из подвала и прислушался.
- Тихон, Тихон! - послышался такой знакомый голос.
Обессиленные плачущие котята, подползшие к нему, мешали слушать, и он выпрыгнул на улицу. По двору, опираясь на палочку, ходил его хозяин.
Обиженный кот, не отзываясь, наблюдал за ним. Дед Саша обессиленно опустился на ближайшую скамью и неподвижно сидел, опустив голову. В этот момент сердце Тихона разрывалось уже не от обиды, а от жалости к нему, к себе, к этим маленьким, замученным голодом котятам.
Он, закричав, подбежал к деду и запрыгнул на колени. Хозяин долго обнимал его, что-то говорил и хотел было увести домой, но Тихон, призывно мяукая, побежал к подвальному окну. Там копошились котята. Дед всё понял...
Домой явились все вместе.
- Они будут жить здесь! - доставая из-за пазухи котят, твёрдо произнёс дед Саша.
Когда жена увидела несчастных заморышей, её чуть удар не хватил:
- Ой, да бедные вы мои, да что же это с ними, да как же это...
Барсик стоял, разинув рот. Он, совсем ещё глупый, хотел было поиграть с котятами, но Тихон вдруг зашипел и дал ему затрещину. Котик во избежание драки был быстренько выдворен в другую комнату.
Уезжая в воскресенье от родителей, сын с невесткой, к великой радости детей, увозили домой рыжего игривого Барсика. Только после этого Тихон успокоился и стал жить в обычном режиме.
Неустанно опекая двух малышей, он заменил им погибшую мать. Благодарные приёмыши не отходили от своего благодетеля ни на шаг. Эти заботы нисколько не тяготили старого кота. Тихон приободрился, повеселел и даже помолодел рядом со своими воспитанниками.
Когда Мишка и Гришка поправились и подросли, старый кот начал обучать их своему мастерству. Что тихонько “приговаривал” Тихон, показывая нехитрые приёмы прилежным ученикам, не дано знать человеку, но результат не заставил себя ждать. Они снимали боль точно также, как их мудрый, горячо любимый учитель.
Автор: НАТАЛИЯ С.